Затравленное детство: как бороться с буллингом в школах?

буллинг

Слово «буллинг» прочно вошло в лексикон школьников. Нельзя сказать, что раньше такого явления не было — издевательства случались и раньше, просто назывались по-другому и встречались не так часто. Сегодня же травля стала почти правилом школьной жизни. Некоторые психологи утверждают, что с унижениями со стороны сверстников сталкивается каждый второй ребенок. Почему так происходит — об этом далее.

Сломанная психика

Термин «буллинг» пришел к нам из английского языка и обозначает примерно то же, что и понятное нам русское слово «травля». Начать издеваться могут над кем угодно и за что угодно, порой даже без видимых причин — просто так, от скуки.

Анна К. из Рязани рассказала, что из ее четверых детей жестокую травлю пережили двое. Со старшей дочерью им удалось относительно легко выбраться из этого кошмара — она ходила в художественную школу, общалась в своем кругу, поэтому постоянные унижения в классе она переносила спокойнее. А вот с третьей дочкой всё началось еще в начальных классах. Она была очень открытым и непосредственным ребенком. Возможно, именно это и стало поводом для нападок одноклассников. Самое ужасное, что к травле фактически присоединилась и классная руководительница. Она не только не останавливала издевательства, но и сама постоянно придиралась к дочке. Когда Анна жаловалась учительнице, та отвечала, что у них дружный класс и ничего подобного быть не может.

Дети по своей природе уязвимы из-за возраста, даже подростки. У них мало жизненного опыта и много любопытства к окружающему миру.

Вику перевели в другую школу в 8 классе, в новом коллективе травли не было, но подружиться с одноклассниками девочка так и не смогла. Затем она поступила в институт, однако учеба не задалась — так и не обзавелась друзьями, остро переживала любые неудачи. А недавно Анна узнала, что дочь употребляет наркотики. Она призналась, что такие проблемы только с ней, остальные дети в порядке, ни с чем подобным сталкиваться не приходилось. Анна считает, что атмосфера в классе её просто сломала. Надо было раньше забрать от этой травли. Кто знает, если бы она решилась пораньше на смену школы, может, всё сложилось бы иначе.

Последствия на всю жизнь

Психолог Ольга Шаповалова, специалист по социальным взаимодействиям, рассказала, что возможные последствия буллинга — это сниженная самооценка, социофобия, тревожные расстройства, посттравматический синдром, психосоматические заболевания, суицидальные мысли. Также встречаются и такие последствия, с которыми мы сталкиваемся всё чаще, — агрессия жертвы, доведенной до отчаяния, вспышки ярости или тщательно спланированная месть. В случае с девочкой из Брянска, расстрелявшей одноклассников, тоже подозревают схожие причины. Окончательный вердикт вынесут следователи. Впрочем, брянский инцидент далеко не единственный. Всё чаще дети, желая отомстить обидчикам, идут на крайние меры.

Ольга Шаповалова советует не бояться звонить на детский телефон доверия — фамилию спрашивать не будут, зато помогут советом.

Председатель регионального отделения общественного совета проекта «Крепкая семья», ответственный секретарь регионального отделения «Национальной родительской ассоциации», создатель клуба «СемьЯ 62» Зоя Харлина, мать шестерых детей, констатировала, что дети стали значительно жестче.

Зоя Харлина отмечает, что дети стали гораздо жёстче как в поступках, так и в словах. Они видят много насилия в фильмах, в играх на телефонах и компьютерах, поэтому чужая боль перестала вызывать у них сострадание. По ее мнению, необходимо учить детей доброте, а для этого нужно приложить немало усилий. Кроме того, важно учить детей давать отпор обидчикам, выстраивать границы в общении и отношениях. Она всегда говорила своим детям, чтобы они защищали тех, кого обижают, и объединялись, тогда у хулиганов не будет шансов.

«Коллективизация» школьников

На заседании комиссии по делам несовершеннолетних в Рязани обсуждались вопросы буллинга в школах. Как отметила заместитель главы администрации Лариса Крохалева, для борьбы с травлей будут выявлять и пресекать любое деструктивное поведение среди подростков. Для разрешения конфликтов планируется использовать методы медиации и школьные службы примирения. Также проведут разъяснительную работу как со школьниками, так и с родителями.

Подросткам сложно противостоять навязанным стандартам «красивой жизни», и они готовы идти к ней любой ценой. А понимания, что для этого нужно учиться и трудиться, им зачастую не хватает.

Многодетная мама Зоя Харлина считает, что школам необходимо объединять детей общими целями и занятиями. Она возмущена тем, что на родительских собраниях родители думают только о том, как развлечь детей, весь досуг сводится к увеселениям. Зоя Геннадиевна отмечает, что её старшие дети ещё застали школьные «огоньки», которые готовили сами — мальчики придумывали подарки для девочек, а девочки — для мальчиков. В последнее время такая совместная деятельность класса практически исчезла. По ее мнению, школы должны учить детей коллективизму, создавать не просто команду, а настоящий дружный коллектив.

Понравилась новость?
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Роман Громов/ автор статьи

Корреспондент

Загрузка ...
Новости Уфы и Башкортостана сегодня